понедельник, 13 мая 2013 г.

Показания тела



Жан-Люк Нанси Тело: вовне или внутри. Пятьдесят восемь показаний о теле
(выборочно)

1. Тело материально. Оно плотно. Оно непроницаемо. Если в него проникают, тело раздробляется, раздирается, разрывается.
2. Тело материально. Оно отстранено. Отлично от других тел. Тело начинается и кончается напротив другого тела. Даже пустота – очень тонкая разновидность тела.
3. Тело не пусто. Оно наполнено другими телами, кусками, ор ганами, деталями, тканями, шарнирами, секциями, трубками, рычагами и насосами. Оно поэтому наполнено самим собой: это все, что оно есть.
4. Тело вытянуто в длину, ширину, высоту и глубину: все это в большей или меньшей мере. Тело протяженно. Со всех сторон оно соприкасается с другими телами. Тело корпулентно, даже если оно худощаво.
5. Тело нематериально. Это некое очертание, контур, идея.
8. Душа материальна, но из совсем другой материи – материи без места, без размера, без веса. И всетаки материальна, хотя и очень тонко. Поэтому она и ускользает из виду.
15. Тело есть свиток (enveloppe): оно, стало быть, служит как оболочка того, что надлежит затем развивать. Это развитие беспредельно. Конечное тело содержит в себе бесконечность, но это не душа и не дух, а именно развитие тела.
20. Тела – это различия. И значит – силы. Дух – это не сила: это идентичность. Тело есть сила, отличная от ряда других. Человек напротив дерева, пес над ящеркой. Кит и спрут. Гора и ледник. Ты и я.
22. Распираемые различием, все тела в некотором смысле урод ливы. Совершенно вылепленное тело в мире тел тягостно, нескромно, неприемлемо. Это не тело, а схема.
36. Corpus: телокорпус есть собрание частей, кусков, членов, зон, состояний, функций. Головы, руки, хрящи, жжения, услады, брызги, сон, пищеварение, мурашки, возбуждение, дыхание, пе реваривание, воспроизводство, поправление, слюна, синовия, вывихи, судороги и родинки. Это всем собраниям собрание, corpus corporum, чье единство остается под вопросом для него самого. Даже под видом тела без органов у него все равно сотня органов, из которых каждый тянет на себя и расстраивает целое, каковому никогда уже не достичь тотальности.
39. «Тело» отлично от «головы», как и от своих «членов», по крайней мере от «конечностей». В этом контексте тело есть ствол, носитель, колонна, столб, опора строения. Голова сводится к одной точке; у нее на самом деле нет поверхности, она вся сделана из дыр и отверстий, через которые входят и выходят разного рода сообщения. Подобным же образом и конечности формируются из своего окружения, исполняя здесь определенные операции (шагать, ждать, хватать). Тело остается вчуже всему этому. Оно положено на себя, в себе: не обезглавлено, конечно, но его чахлая головенка торчит на нем словно шпилька.
41. Тело хранит свою тайну, этот пустяк, этот дух, который не обитает в нем, а разбросан, раскатан, рассеян по всему телу, хотя у этой тайны нет никакого тайника, никакого тайного закоулка, где однажды ее можно было бы застигнуть и раскрыть. Тело ни чего не хранит: оно себя хранит как тайну. Вот почему тело уми рает и уносит свою тайну в могилу. И хорошо, если нам остают ся хоть какието показания его перехода.
44.Душа, тело, дух: первая есть форма второго, а третий – сила, порождающая первую. Второе есть, стало быть, выразительная форма третьего. Тело выражает дух, то есть заставляет его выпле скиваться вовне, выжимает его сок, вытягивает пот, высекает его искры и выбрасывает всё в пространство. Тело – это вспышка.
45. Тело является нашим собственным именно в той мере, в ка кой оно нам не принадлежит и убегает от закадычности нашего собственного бытия, если таковое вообще существует – в чем как раз тело и должно нас заставить всерьез усомниться. Но в этой мере, не терпящей никаких оговорок, наше тело – это не просто наше, но мы, мы сами, вплоть до смерти, то есть до его смерти и разложения, каковым мы можем быть и действительно бываем разложены идентичным образом.
57.Тело тронутое, трогающее, хрупкое, уязвимое, вечно меняю щееся, ускользающее, неуловимое, истаивающее под ласками или ударами, тело без кожуры, жалкая кожа, натянутая над пещерой, где мечется наша тень…






Комментариев нет:

Отправить комментарий